Фото-коллекция. Панорам: 286.
Панорамы Волгограда


Мастерская

Наводимся — резкость фотографий

Сегодня мы будем учиться фотографировать чётко и резко в любой ситуации. Лучше всего это делать на чужих ошибках, потому начнём с самых распространённых.

Колебания камеры или "шевелёнка"

Любое движение камеры в момент съёмки приводит к смазыванию некоторых областей снимка. В современных фотоаппаратах это пытаются компенсировать различными техническими ухищрениями, но в большинстве случаев размеры оптических элементов, подвергнутых компенсации и стабилизации, не позволяют устранить этот эффект полностью.
Твёрдая рука позволяет снимать фотоснимки приемлемого качества до выдержки 1/25. Если руки не тверды, погрешности становятся заметны уже на 1/50 секунды. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше должна быть выдержка.
Существует простейшая формула, позволяющая получить хороший результат. Умножаем фокусное расстояние объектива на 1.5 и получаем значение выдержки при котором колебания рук практически незаметны.
Пример: используя объектив с ФР 135 мм.*1.5 получаем значение выдержки в районе 1/200 секунды. Для широкоугольных объективов и объективов с автоматической стабилизацией изображения множитель может быть уменьшен до 1, а в некоторых случаях и до 0,5. 

Идеальным средством избежать смазывания снимка является штатив. Качественный штатив с дополнительным утяжелением в центре масс позволяет практически полностью исключить дрожание фотоаппарата, что позволяет делать снимки на длинных выдержках и высоким значением ГРИП*. Но, будет неверным говорить о полностью побежденной "шевелёнке": колебания фотоаппарата может быть вызвано чересчур энергичным нажатием на кнопку спуск или даже дрожанием от хлопка зеркала. Дополнительно рекомендуется пользоваться "спусковым тросиком". Кроме того, многие современные зеркальные фотоаппараты оснащены функцией поднятия зеркала перед моментом съемки.

Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП)

Одним из главных эффектов в фотографии является ГРИП. Ведь именно глубиной резкости вы можете выделить объект съёмки и убрать акценты с ненужных вещей. Самое главное правило: чем больше вы открываете диафрагму, тем меньше ГРИП, тем точнее и четче объект съёмки и тем более размыт фон и окружающие предметы. Наиболее частой ошибкой сильно влияющей на резкость фотографии является перемещение объекта съёмки после настройки фокуса. Помочь избежать этой ошибки позволит техника настройки на соседний предмет находящий рядом с объектом. Если объект перемещается постарайтесь найти протяжённый объект, который покрывает всё расстояние на которое может переместиться объект; настройте диафрагму на получение нужного значения ГРИП и производите съемку.

Оптика — дефекты и ограничения

Объективы фотоаппаратов постоянно совершенствуются, но законы оптики не обойти. Большинство современных, коммерчески доступных объективов показывают лучшие результаты при значениях диафрагмы от f:6 до f:14. Помните — чем ближе значения к максимальным или минимальным (доступным для вашего объектива) тем хуже качество изображения. Кстати, у широкоугольных объективов значения диапазона максимального качества изображения шире, а у длиннофокусного уже.

Ошибки автоматических систем фокусировки

Максимальная эффективность автофокуса достигается при высоких значениях контраста между объектом съемки и фоном. Чтобы достигнуть данного следует знать о негативных моментах которые могут нарушить процесс автофокусировки:

Движущиеся объекты

Чем быстрее передвигается в пространстве объект съемки, тем быстрее должна быть проведено экспонирование матрицы.
Интерьерные съёмки, съёмки природы при спокойной погоде можно проводить при выдержках от 1/40 до 1/160.
Медленно перемещающиеся объекты: прогуливающихся людей, облака фотографируют на выдержках от 1/200 до 1/300.
Спортивные события, деревья в ветреную погоду, брызги воды следует снимать на выдержках от 1/500 секунды и выше.

Ошибки при выборе форматов

Большинство современных фотоаппаратов позволяют получать так называемый "сырой" формат — RAW где 3 канала изображений разбиты по слоям и изображение не подвергнуто внутрикамерной обработке. Зачастую, начинающий фотограф сравнивая полученные снимки делает выбор в сторону JPEG, так-как они более резкие и сочные. Однако сохранение снимков в исходном формате помогает получить удивительные результаты при пост-обработке в современных редакторах.

Для того, чтобы получить уникальные и запоминающиеся фотографии, одной резкости будет мало, нужно узнать ещё очень много.